Общесоциальные факторы:
- отсутствие в общественном сознании понимания безусловной недопустимости физических наказаний;
- постоянная демонстрация насилия в средствах массовой информации, что способствует проникновению агрессии в повседневную жизнь;
- обеспечение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну - затрудняет своевременно выявление фактов насилия по отношению к детям и эффективное вмешательство на ранних стадиях семейной дисфункции;
- отсутствие в Российской Федерации эффективной превентивной политики государства и необходимой сети специализированных учреждений для работы с неблагополучными семьями;
- использование при работе с семьями в СОП чаще всего карательного
- подхода (привлечение к уголовной или административной ответственности, лишение родительских прав), а не меры реабилитационного и профилактического характера;
- недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы, отсутствие четких критериев жестокого обращения с детьми;
- низкая правовая грамотность населения, в частности, недостаточная осведомленность детей о своих правах;
- несовершенство действующего законодательства, нормы о защите прав несовершеннолетних носят декларативный характер, отсутствуют механизмы их реализации на практике.
Социально-экономические факторы риска:
- низкий доход и постоянная нехватка денег;
- безработица или временная работа, а также низкий профессиональный уровень;
- статус (особенно у отцов);
- многодетность;
- молодые или несовершеннолетние родители;
- неполная семья;
- принадлежность к групповому меньшинству (религиозному, этническо-
- му и др.);
- плохие жилищные условия (перенаселенность жилища);
- отсутствие помощи со стороны родственников или социальных служб
- родители воспитанники государственных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Факторы, связанные со структурой семьи, характером отношений между ее членами:
- структурная неполноценность семьи (семья из одного родителя и ребенка или детей);
- многодетность (семья с тремя и более детьми);
- наличие в семье отчима или мачехи;
- нестабильность семьи (частая смена партнеров матери или отца);
- нарушение взаимоотношений между родителями (эмоциональных или
сексуальных);
- конфликтные отношения между взрослыми членами семьи, в том числе домашнее насилие;
- отсутствие в семье единого подхода к воспитанию ребенка;
- родители в детстве сами страдали от жестокого обращения;
- проблемы взаимоотношений между родителями и ребенком;
- эмоциональная или физическая изоляция семьи.
2. Особенности личности родителей:
- акцентуации личности родителя (наличие таких черт, как низкая стрессоустойчивость, раздражительность, подозрительность);
- неразвитость родительских навыков, использование неправильного педагогического подхода (гипо- или гиперпротекция и др.);
- негативное отношение родителя к окружающим;
- неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка (предъявление к ребенку требований, не соответствующих его уровню развития или возможностям);
- недостаточное развитие социальных навыков;
- психическое расстройство, включая злоупотребление алкоголем или наркотиками;
- проблемы со здоровьем;
- эмоциональная неразвитость.
3. Особенности ребенка:
- нежеланный ребенок, а также дети, рожденные после потери родителями предыдущего ребенка;
- недоношенные дети;
- дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями
- детей был небольшой (погодки);
- дети-инвалиды, дети с тяжелыми хроническими заболеваниями или низ-
ким интеллектом;
- дети с нарушениями поведения (раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения), плохим
сном, энурезом, энкопрезом;
4. Особенности личности ребенка:
- замкнутость, апатичность, равнодушие, чрезмерная привязчивость, ка-
призность;
- низкое развитие социальных навыков;
- недостатки внешности (уродства, родимые пятна, дети от межэтнических
браков);
- дети, напоминающие внешностью или характером нелюбимого супруга;
- дети, на первом году жизни, длительно разлученные с матерью.
По мнению Е.И. Цымбал, факторы риска физического насилия целесоо-
бразно объединить в следующие группы:
социо-культурные: отношение к физическому наказанию как допусти-
мому и эффективному средству воспитания, отношение к ребенку как к
«собственности» родителей, а не как к самостоятельной личности;
социально-экономические: бедность, безработица, плохие жилищные
условия;
особенности семьи: нестабильные брачные отношения (частая смена
супругов или партнеров), насилие со стороны супруга, развод или вдовство.
состояние здоровья родителей: плохое состояние здоровья, особенно
болезнь матери, уменьшает стабильность семейных отношений, ограни-
чивает адаптационные ресурсы семьи, затрудняет выполнение обязанностей по уходу и за ребенком и его воспитанию. Особо значимо влияние психических расстройств и алкоголизма (наркомании). В Российской Федерации наиболее распространенной причиной жестокого обращения с детьми является алкоголизм;
состояние здоровья ребенка: проблемы со здоровьем или нвалидность ребенка затрудняют воспитание ребенка, требуют дополнительного времени для ухода за ним;
недостаточная родительская компетентность: низкий образовательный уровень, недостаточность родительских навыков ограничивают возможности родителей отказаться от использования насилия при воспитанииребенка;
индивидуальные особенности родителей: молодость, социальная изоляция, наличие судимости за насильственное преступление, перенесенное в детстве жестокое обращение (социальное наследование насилия).
Внутрисемейные факторы риска физического насилия в отношении ребенка многообразны, однако некоторые из них встречаются значительно чаще других.К числу таких наиболее распространенных факторов, способствующих возникновению насилия по отношению к ребенку в семье, можно отнести следующие
факторы:
- алкоголизм одного или обоих родителей;
- конфликтные отношения в семье;
- перенесенное родителями в детстве жестокое обращение;
- неразвитость родительских навыков