После внедрения изменений в закупочной системе  с 01 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и 23 декабря 2014 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" перед участниками открываются новые горизонты и предоставляется больше возможностей для осуществления закупочной деятельности. Теперь стать поставщиком может любое лицо независимо от статуса и формы собственности. Такая возможность создает здоровую конкуренцию для оказания услуг и поставки товара лучшего качества.

 

 

Понятие «Субъект малого предпринимательства»

 

Изменения в законодательстве коснулись и участников малого бизнеса. Статья 30 Федерального закона № 44-ФЗ регулирует правила участия субъектов малого предпринимательства в закупках.

Субъекты малого предпринимательства — это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), установленные Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», относящиеся к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Организация считается субъектом малого предпринимательства, если она отвечает требованиям:

·         Выручка предприятия без учета НДС (за предшествующий календарный год) составила: для микропредприятия – 60 млн руб., для малого предприятия – 400 млн руб., для среднего предприятия – 1 млрд руб;

·         Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале не должна превышать 25 %. Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

·         Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать: от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий, до 100 человек включительно для малых предприятий, до 15 человек для микропредприятий.

 

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

·         Потребительские кооперативы;

·         Коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);

·         Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

·         Крестьянские (фермерские) хозяйства.

·          

1. Организационно - правовая форма

2. Категория субъекта

(определяется по наибольшему показателю столбцов 3, 4)

3. Средняя численность работников за предшествующий календарный год

4. Размер выручки без НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год

Юридические лица:

- коммерческие организации (кроме ГУПов и МУПов);

- потребительские кооперативы

 

Индивидуальные предприниматели

 

Крестьянско-фермерские хозяйства

Средние предприятия

от 101 до 250 чел. включительно

1 000 млн. руб.

Малые предприятия

до 100 чел. включительно

400 млн. руб.

Микропредприятия

до 15 чел.

60 млн. руб.

 

Присвоение и изменение статуса (п.п. 4, 5 ст. 4 Закона № 209-ФЗ)

Вновь образованные хозяйствующие субъекты могут быть отнесены к малому и среднему предпринимательству в течение того года, в котором они зарегистрированы, при условии соблюдения указанных выше критериев отнесения к таковым.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если значения по столбцам 3, 4 не соответствуют указанным в них параметрам в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Несмотря на то, что законодателем и малое, и среднее предпринимательство в целом выделено как единая экономическая категория, правовой статус средних, малых и микропредприятий может быть различен.

 

Все субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на:

1. Упрощенный порядок статистического контроля, который проводится в форме выборочных статистических наблюдений, проводимых 1 раз в месяц или квартал (для микропредприятий - 1 раз в год), а также в виде сплошных статистических наблюдений, проводимых раз в 5 лет (последний раз в 2011 году - см. распоряжение Правительства РФ от 14.02.2009 № 201-р, т.о. следующие надо ожидать после 2015 года) (ст. 5 Закона N 209-ФЗ). В годы, когда не проводятся сплошные наблюдения, допустимы лишь выборочные. Правила их проведения определены в постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 79. Лиц, подлежащих последним, ежегодно определяет Росстат (п. 2 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 79). Узнать, обязан ли субъект сдавать статистическую отчетность и по каким формам, можно на стенде в здании территориального органа Росстата или на его сайте в Интернете.

2. Особый порядок приватизации государственного и муниципального недвижимого имущества, ранее арендованного, а теперь приобретаемого ими (ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ). Закон № 159-ФЗ предусматривает преимущественное право арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение имущества при наличии определенных этим Законом условий. Оплата приобретаемого имущества может быть произведена в рассрочку.

3. Финансовую поддержку со стороны бюджетов различных уровней (ст. 17 Закона № 209-ФЗ).

4. Преимущества при участии в закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юрлиц (госкомпаниями, субъектами естественных монополий, госкорпорациями, организациями электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и др.) на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352).

 

Дополнительно для субъектов малого предпринимательства предусмотрено:

1. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее - Закон № 402-ФЗ) бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Все субъекты малого предпринимательства, за исключением указанных в ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ, вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ, п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности").

2. Согласно Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема
(утв.
постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352) при осуществлении закупок субъектам малого предпринимательства предоставляются преимущества: Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее чем 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, должен составлять не менее чем 10 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок (п. 5), начальная (максимальная) цена договора (цена лота) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не превышает 50 миллионов рублей и указанные товары, работы, услуги включены в перечень, заказчик обязан осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства  (п.18).

Если закупка осуществляется исключительно у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО (ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ), эти субъекты обязаны среди прочих документов для участия в закупке предоставить декларацию о принадлежности к числу таких субъектов (ч. 2 ст. 51, ч. 5 ст. 66, ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ), а заключаемый с ними контракт должен содержать обязательное условие об осуществлении заказчиком оплаты не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

3. Также исключительно для субъектов малого предпринимательства установлен сокращенный срок проведения различных плановых выездных проверок, который не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год; в исключительных случаях эти сроки могут быть продлены в отношении малых предприятий не более чем на 50 часов, микропредприятий не более чем на 15 часов (п.п. 2, 3 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

4. В соответствии с абзацем десятым п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У субъекты малого предпринимательства могут не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе (п. 2 ст. 7 Закона № 209-ФЗ).

Дополнительно для микропредприятий предусмотрено:

Микропредприятия (точнее - любые субъекты предпринимательской деятельности, выручка которых не превышает предельных значений, установленных для микропредприятий), реализующие товары либо оказывающие услуги потребителям, могут не использовать платежные терминалы для расчетов банковскими картами (ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I "О защите прав потребителей").

 

Изменения для субъектов малого предпринимательства в ФЗ  от  5 апреля

№ 44-ФЗ 2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В соответствии со ст. 27 Федерального закона 44-ФЗ субъектам малого предпринимательства при проведении закупки предоставляются преимущества. Новая законодательная база внесла изменения для малого бизнеса в:

·         Виды закупок;

·         Состав участников закупки;

·         Исключения в закупках;

·         Способы закупок;

·         Объем закупок;

·         Начальную (максимальную) цену закупки;

·         Подтверждение статуса участника закупки.

Федеральный закон 44-ФЗ отменяет обязательный перечень видов закупки - товаров, работ и услуг. Согласно Федеральному закону №94-ФЗ заказчик обязан был осуществлять закупку у субъектов малого предпринимательства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 642 (ред. от 13.11.2013) "О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства". После утверждения нового закона, участник субъект малого бизнеса имеет право на поставку товаров и услуг любого вида.

Изменился и состав участников, получающих преимущества при проведении закупки. Помимо субъектов малого бизнеса в закупке могут участвовать социально ориентированные некоммерческие организации, отвечающие требованиям Федерального закона от 12 января 1996 года 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчики в обязательном порядке должны осуществлять закупки у субъектов малого бизнеса в установленном объеме. Исключение составляют закупки организаций, осуществляющих обеспечение госбезопасности, предприятий оборонного комплекса страны, сферы использования атомной энергии, а также услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Перемены затронули и способы закупок у субъектов малого бизнеса. Ранее закупки проводились путем проведения торгов и котировок, теперь они проводятся следующим способом:

·         Конкурс (открытый, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс);

·         Электронный аукцион;

·         Запрос котировок;

·         Запрос предложений.

В случае, когда закупка планируется с участием только субъектом малого предпринимательства, информация об этом отражается в извещении о закупке.

Однако, у субъектов малого предпринимательства добавились как и новые права, так и обязанности. Это изменение касается обязательного подтверждения статуса малого предприятия. В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со ст. ст. 28-30 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, субъекты малого предпринимательства - юридические лица, предоставляют свидетельство о внесении в Реестр субъектов малого предпринимательства, на котором присутствует отметка о ежегодном подтверждении включения организации/предпринимателя в единый Реестр субъектов малого предпринимательства или следующие документы:

·         Формы бухгалтерской отчетности – Бухгалтерский баланс (форма по ОКУД 0710001) и Отчет о прибылях и убытках (форма по ОКУД 0710002) за два предшествующих календарных года с отметкой налогового органа. В случае, если деятельность организации меньше двух лет, предоставляются сведения за период, прошедший со дня регистрации;

·         Форма КНД 1110018 «Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год» (за два предшествующих календарных года) с отметкой налогового органа;

·         Для акционерных обществ – выписка из реестра акционеров, заверенная реестродержателем;

·         Для обществ с ограниченной ответственностью – список участников общества;

·         В случае если доля участия одного или нескольких юридических лиц превышает в уставном капитале участника закупки 25%, необходимо также представить вышеперечисленные документы в отношении юридических лиц хозяйственных обществ (ООО, ОАО, ЗАО и других).

Субъекты малого предпринимательства — физические лица — обязаны предоставить Свидетельство о внесении в реестр субъектов малого предпринимательства с отметкой о ежегодном подтверждении включения в Реестр субъектов малого предпринимательства или:

·         Форма КНД 1110018 "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год" (за два предшествующих года) с отметкой налогового органа;

·         Декларация за два предшествующих календарных года по налогу на доходы по форме 3 НДФЛ;

·         Декларация за два предшествующих календарных года по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН;

·         Декларация за два предшествующих календарных года по ЕНВД для отдельных видов деятельности.

В том случае, когда участник субъект малого бизнеса претендует на преимущества, но не декларирует свой статус, его заявка отклоняется.

Кроме того, в законе появилась одна интересная инновация — заказчик имеет право указать в извещении требование не к участнику закупки, а к привлекаемой участником организации, а именно - привлечение субподрядчика из малого предпринимательства. Данное условие прописывается в контракте, вместе с условием о привлечении к гражданско-правовой ответственности за нарушение указанного требования. При этом количество товаров, объем работ, объем услуг, соответственно к поставкам, выполнению, оказанию которых привлекались такие субподрядчики, учитываются в совокупном годовом объеме закупок, который должен осуществляться в режиме предоставления преимущества.