c_150_100_16777215_0_0_images_sampledata_parks_Osnov_put_29112021.jpgОпираясь на труды педагогов Сухомлинского, Варюхиной, Климовой – Фюнгеровой и других исследователей, выделим следующие методы и условия формирования нравственности у ребенка в семье:
     1. Атмосфера любви и сердечной привязанности, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувств ребенка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
     2. Атмосфера искренности. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность и как следствие отсутствие веры в слова взрослого.
     3. Разъяснение. Чтобы слово воспитало, оно должно оставлять след в душе, мыслях ребенка, а для этого нужно учить вникать в смысл слов. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Подростки требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Дошкольника убеждает глубокая вера в слова взрослых. С ребятами старшего школьного возраста можно и нужно размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность сближает взрослого и ребенка.
     4. Крайней мерой Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Ребенок должен знать, за какое конкретное дело его наказывают и почему оно плохое.
   1. Порицание. Надо суметь, не оскорбляя ребенка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям.
   2. Запрещение. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям: «можно», «надо», «нельзя».
   3. Регулярный труд в присутствии ребенка и вместе с ним.

   Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию его нравственности.
   Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
   Родители любят своих детей, боятся за них, заботятся. Но редко понимают. Могут проглядеть душевную драму, отравить первую любовь. Любовь становится незаметной, повседневной, исчезают доверие и искренность. Когда такое происходит между супругами, они расходятся. Но куда податься детям?
   Ребенок должен воспитываться в любви, а любовь, мы узнаем, прежде всего, в семье. Дети часто не разбираются в собственных потребностях и чувствах, и все-таки у каждого из них есть свой язык любви. Чтобы воспитать ребенка правильно, родители должны знать его язык любви. А когда ребенок слишком мал, и невозможно определить его язык, нужно говорить на всех:
     1. Слова поощрения – мы редко хвалим детей, мы замечаем только их ошибки.
     2. Время – вам нужно проникнуть в мир вашего ребенка. Пусть его интересы станут вашими. Не жалейте на это времени. Хотя бы несколько минут в день. Помните, это главное.
     3. Подарки – не увлекайтесь ими. Иначе они теряют всякий смысл, а у ребенка формируется ложная система ценностей. Но если вы тщательно выбираете их, и дарите их со словами любви, тогда вы удовлетворяете потребность в любви.
     4. Помощь – помогайте с любовью.
     5. Прикосновения – любому ребенку необходима ласка. Но учитывайте при этом его возраст, темперамент и т.д.