c_150_100_16777215_0_0_images_2023_Nastavniki-opeka.jpeg

В рамках реализации Комплекса мер «Оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, обеспечение безопасности детей на территории Республики Алтай» на 2022 – 2023 годы, при поддержки фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Продолжаем рубрику «В помощь детям и родителям!» Тема: Наставники разные нужны: как значимые взрослые помогают детям-сиротам.
   Помочь детям, которые попали в беду, — естественная потребность человека. Наставник — это старший друг ребенка. Они оба делают друг друга интереснее, ответственнее, добрее, счастливее. Попадая в государственные учреждения, воспитанники находятся в несколько ограниченном социальном пространстве, что накладывает отпечаток на их социализацию. Поэтому очень важен процесс сопровождения или наставничества на всех этапах жизни ребенка в учреждении.
   Стать старшим другом и значимым взрослым для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей может наставник — взрослый доброволец, который морально готов общаться и быть рядом с подростком в течение определенного времени, готов помочь подростку в поиске жизненных ценностей и способов их достижения, передать ему знания, умения и навыки, предоставит помощь и совет, необходимую поддержку. Для успешного устройства в обществе нужен продолжительный период регулярного общения подростка и наставника. Отношения важно продолжать и после выпуска из стен детского учреждения. Долгосрочное взаимодействие наставников и их подопечных — не менее года. Это позволит сформировать устойчивое социальное окружение для молодых людей. Важно отметить, что наставник — не психолог, не учитель, не тьютор, не коуч, не психотерапевт, не фасилитатор, не родитель. Роль наставника — старший друг, помогающий подростку и поддерживая его в поиске индивидуальных жизненных целей и способов их достижения. Наставник — человек, обладающий значительным опытом, готовый делиться своими знаниями с молодыми людьми в обстановке взаимного доверия. Наставник может, основываясь на личном опыте и путём собственного примера обучить подростка социальным и практическим навыкам, рассказать и показать обустройство быта, помочь в вопросах профессионального самоопределения, организации досуга, взаимодействия с окружающими людьми. Наставник может подсказать подростку, как видеть и понимать проблему, принимать ее, разрешать ее, или осознавать неспособность справиться с ней самостоятельно и тогда обращаться за помощью. Значимым взрослым невозможно стать с самых первых дней общения с подростком, это «звание» нужно заслужить: посвящать подопечному свое внимание, непринуждённо помогать найти направление в жизни, но не подталкивать подопечного, давать представление о перспективах дальнейшей жизни подростка, рассказывать о жизни и собственной карьере, представлять свой опыт, быть доступными в качестве ресурса, уметь поддержать, выслушать. Только за авторитетным взрослым подросткам хочется следовать, поэтому роль наставника и сложна, и интересна, и полезна одновременно. Не каждый готов посвящать своё время, силы и ресурсы наставничеству. Но тот, кто выбирает этот путь делает большой вклад в жизнь своего подопечного, который, выпустившись из детского дома будет знать, что у него есть неравнодушный человек, к которому можно обратиться за помощью.